То, что началась операция по передачи власти в Казахстане, стало очевидным в тот момент, когда Касым-Жомарт Токаев получил назначение в Женеву. Синекура (генеральный директор отделения ООН в Женеве — заместитель Генерального секретаря ООН), на которую назначают с подачи России, стала платой за освобождение должности конституционного преемника президента Казахстана – спикера Сената.

Такая высокая оплата, очевидно, потребовалось из-за того, что просто так уволить его Назарбаев не мог или не хотел. Судя, по тому, что Токаеву уже подыскивали крупный пост за пределами Казахстана (так предполагалось, что его назначат спецпредставителем генсека ООН по организации Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового поражения, но Конференции так и не случилось), Назарбаев сам хотел уволить Токаева. А не мог он этого сделать, потому что Токаев в Казахстане был смотрящим от Китая, поэтому Токаев должен был сам согласиться со своим увольнение, чтоб не втягивать в противостояние своих шефов.

Участие Кремля в перемещение Токаева может быть вызвано только одним, у Кремля на позицию преемника Назарбаева есть свой человек, им оказался Кайрат Мами.

Последние дни Назарбаева

С обнародованием имени нового спикера Сената медлили, о том, что оно должно произойти стало известно ещё за три недели до досрочных выборов Назарбаева, а назначение произошло только через неделю после выборов. Это неслучайно, до последнего от народа и элиты пытались скрыть, кого же на самом деле выбирают в президенты. Скрывать это надо было, чтобы не допустить драку в элите, чтобы все работали на выборы, ожидая, что именно его за особое усердие на «выборах», назначат преемником. Претенденты на власть должны были воспринимать этот фарс, называемый в Казахстане досрочными выборами, как смотрены  на должность президента, которые проводит Назарбаев, точнее как обеспечение кресло для себя, потому что досиживать за Назарбаева срок будет уже спикер Сената. На это повелся Тасмагамбетов, этакий казахстанский Лужков, которого, как и его российского собрата по неудаче, большинство видело следующим президентом до того, как был назначен настоящий преемник. Скорее всего, весь этот спектакль был лично для него. Реальные претенденты на власть, конечно, знали, что произойдёт.

Теперь уже всем известна, что вся эта спешка была связана с состояние здоровья Назарбаева. Но на самом деле причина глубже, даже если бы Назарбаев и не был бы так тяжело болен, он всё равно бы предпочел уйти. Потому что борьба за сохранение своего кресло в условиях глобальной экономической катастрофы, это не дело для карьериста, случайно оказавшегося во главе государства, на восьмом десятке лет. Обычно такие люди любят наслаждаться последними днями своей жизнью, а не грызться за власть, точнее не наблюдать, как тебе перегрызают глотку. Назарбаеву не нужна была власть, ему нужно было почтение слуг, и роскошь, которую в его стране никто не мог превзойти. Ради этого он и был президентом все эти 20 лет, только об этом и заботился в эти десятилетия. Назарбаев не боец и не реформатор, он не знает, что делать с властью. Зато он знает, что делать с накопленными за все эти годы безудержного ограбления Казахстана богатствами – жить в своё удовольствие. Это он и делал все эти годы, благодаря отсутствию в Казахстане республиканской идеи (гражданского самосознания) – подданнического (промонархического) менталитета народа, а также трусости и продажности элит. Но в условиях, когда рушиться мировой экономический и политический порядок, такие люди, как крысы, предпочитают бежать с попавшего в шторм корабля.

А тут ещё болезнь, на лечение которой после успешной операции требуется минимум год химио- и радиотерапии. Год в тот самым момент, когда всё рушится. Естественно, он предпочел уйти, чтобы в спокойствие и уюте лечиться где-нибудь в Европе.

Когда появилась информация, что он выводит свои активы в кэш, уже стало совсем очевидно, что вскоре он собирается в отставку, а поэтому обеспечивает себя, своих детей и внуков капиталами, которые не будут экспроприированы в случае потери им власти или смерти. Вряд ли он собрался умирать…

Двухходовка или ложные телодвижения?

После того, как Кайрат Мами стал спикером Сената, разгорелась операция против группировки силовиков, контролирующих таможенный пост Хоргос, одновременно от его людей зачистили Верховный суд. Это выглядело как мощнейший удар по южанам, получилось парадоксально, один из лидеров южан пошел в преемники президента, а в этот момент самих южан стали зачищать. Более того, в такой ситуации назначение Мами спикером Сената, скорее выглядело военной хитростью, его убрали с Генпрокуратуры, чтобы лишить южан силового прикрытия. Когда же стало известно, что организаторами разгрома хоргоской крыши является не КНБ, а ФСБ России, которое этим самым решило в рамках Таможенного союза, так сказать, укрепить южную границу, всё окончательно запуталось. А может быть наоборот… прояснилось, зачем вообще нужна была возня с никому ненужным Таможенным союзом…

Вот представьте, в Казахстане есть вертикаль, которую выстроил под себя Карим Масимов. Как он отреагирует на то, что Россия продвинула в спикеры Сената не его или его подопечного Тимура Кулибаева? Правильно, всеми средствами этому воспротивиться. А что если ему сказать, что это такой хитрый замысел, убрать Мами с прокуратуры, и в тот момент, когда южане окажутся не прикрытыми, разгромить их, после чего он уже без всякого сопротивления сможет сесть в кресло президента. Если Масимов Кремль в такой ситуации будет воспринимать в качестве союзника, то он не только позволит провести Мами в конституционные преемники Назарбаева, но и позволит российским спецслужбам работать в Казахстане, для прикрытия чего сам протолкнет Таможенный союз.

При этом обратите внимание, в этой ситуации и Мами и Масимов считают себя креатурами Кремля. И кто бы из них не одержал вверх, следующий президент будет обязан Кремлю.

На финишной прямой

Дедлайн этого плана 19 августа, день на который намечено формирование нового состава Сената. Есть три варианта развития ситуации:

— если Назарбаев подает в отставку до этой даты, то президентом автоматически становиться Мами;

— если после формирования нового состава Сената спикером остается Мами, то он и будет президентом;

— если Мами развели, то спикером, скорее всего, назначат Тимура Кулибаева. Масимова этот вариант вполне устроит, потому что Кулибаев, несмотря на свои деньги, не обладает заметным влиянием на народ и элиты. Скорее даже, он производит впечатление человека, которого тяготит публичность, какая уж тут власть. А исходя из того, что он совсем не прячет свою вторую семью, живущую в Лондоне, можно предположить, что он скорее связывает свою будущую жизнь с Англией, чем с Казахстаном. Думаю, это будет вариант Медведева при премьере Путине. А в последствие Масимов может даже провести конституционную реформу, превратив Казахстан в парламентскую республику, где президентом останется Кулибаев или другой назначенный Масимовым человек, а вся власть в Казахстане будет принадлежать нынешнему премьеру.

Непосредственное занятие Масимовым должности президента это маловероятный сценарий, потому что и Назарбаев, и сам Масимов  не могут не понимать, что президентство неказаха будет очень негативно воспринято большинством казахского населения, что будет использовано его противниками для организации националистического бунта, с помощью которого его отстранят от власти. Поэтому и нужен прокладочный президент.

И всё-таки, кого же выбрал Кремль?

Хотя есть информация, что Масимов был агентом КГБ, его премьерство связывают с агрессивной экономической экспансией Китая в Казахстан. Так получилось, что обучение в Китае, на которое он был отправлен, если верить Рахату Алиеву, по линии КГБ, переросло в работу в Китае, где он обзавелся полезными деловыми связями, благодаря чему, когда он стал работать на Тимура Кулибаева, он смог свести среднего зятя с китайскими инвесторами. Так что, если бы Масимов учился в США, вполне возможно партнерами Кулибаева бы стали американцы. Но судьба Масимова и благодаря ей история Казахстана сложилась иначе.

Масимов безусловно самый влиятельный чиновник Казахстана и, пожалуй, сильнейший со времен Кажагельдина менеджер в должности премьера, если бы не его жесткая и расчетливая политика возможно режим Назарбаева уже пал.

Потому что после того, как Назарбаев рассорился с Рахатом Алиевым, оказалось, что на Назарбаева и всех его приближенных, точнее практически на всех влиятельных людей в Казахстане, есть компромат, который в любой момент может быть обнародован и более того постепенно публикуется. Раньше этим компроматом пользовался сам Назарбаев, чтобы дергать за ниточки, которые связывали все движение его подчиненных, теперь стали дергать другие, или даже из-за обилия компромата на всех, компромат утерял всякий смысл. А советский чиновник Назарбаев иначе управлять не умеет, ему надо иметь возможность «взять за руку любого и отвести в суд», а что это за руководитель, которого самого любой может взять за руку и отвести в суд?

После того как Назарбаев признался в получении взятки от американских нефтяных компаний, элита Казахстана поняла, что Назарбаев неспособен защитить ни себя, ни своих приближенных, а поэтому готов на любые уступки ради сохранения собственной неприкосновенности. А это значит, что США и Швейцария его держат за горло, что он сдаст любого, кого потребует Запад, и отдаст, что угодно, лишь бы против него не возбуждали новые дела.

После того как в самой Америке было заявлено, что подкуп Назарбаева не был личным делом нефтяников, а являлось операцией Госдепа и ЦРУ по вербовке Назарбаева, президент перестал восприниматься как самостоятельная самовластная политическая фигура. Зачем выполнять его указания, если можно договориться с его хозяевами?

Поэтому воины силовиков и драка за ресурсы в элите Казахстана переросли в хроническую форму. А Назарбаев не может поставить на место своих зарвавшихся нукеров, потому что они больше не считают его авторитетом, а считают бременем для себя и Казахстана.

Назовем вещи своими именами: Назарбаев – политический труп. И с каждым новым днем, что он остается в должности президента, трупный запах в стране становится всё нестерпимее.

(Этот запах материализуется во взрывах КНБ в Актюбинске и Астане. Скорее всего, это попытка племянника президента Кайрата Сатыбалды, который известен своими тесными отношениями с криминальными и исламистскими кругами, и руководителя администрации президента Аслана Мусина, который контролирует Актюбинскую область, добиться увольнения Нуртая Абыкаева с должности руководителя КНБ. Чтобы поставить во главе главной опоры казахстанского режима своего человека, что позволит в момент смены президента, захватить власть. То, что они серьезно подготовились к решающему моменту, мы увидели, когда  в Актюбинской области обнаружилась банда исламистов, которые сумели устроить настоящую войну казахстанским силовикам.)

Фактически Казахстаном правит Масимов, а Назарбаев это не более, чем маска, которую использует Масимов, чтобы не вызвать гнев казахских националистов от осознания того факта, что Казахстаном правит неказах.

Но есть та черта, которую при Назарбаеве Масимов перейти не может, это уничтожение своих соперников за власть, он не может убрать Мусина и южан, а также отправить в отставку Тасмагамбетова, возбудив на него уголовное дело. Именно поэтому Назарбаев до сих пор у власти, его не атакуют, потому что боятся, что вся власть в этом случае окажется в руках Масимова, и он заменит их всех на своих людей. От Назарбаева ждут, что он сам назначит преемника.

А Назарбаев, как человек, который в жизни не совершил не одного самостоятельного поступка, который никогда не лез на рожон, не брал на себя ответственность, не делал ничего пока не определится победитель, и ситуация не разрулится сама собой, а только привык выслуживаться перед вышестоящим начальством, ждет указаний, кого назначить преемником. Указания ему могут отдать из Вашингтона, из Пекина и из Москвы. Несмотря на высокий статус США в мире, его голос в этом деле не будет играть определяющей роли, потому что США, если что случиться, войска в Казахстан ввести не сможет, да и убежище бывшим диктаторам Вашингтон не предоставляет. Поэтому вопрос, кто станет следующим президентом Казахстана, решается в консультациях между Россией и Китаем.

И как это нестранно прозвучит, кандидатуру Масимова наверняка ветировал Пекин. Потому что китайцы партнеры во все не Масимова, а Кулибаева. И хотя они вроде бы должны радоваться тому, что формальным президентом Казахстана станет Тимур Кулибаев, но не могут не понимать, что безвольный средний зять Назарбаева не сможет защитить их интересы. Это сейчас Масимов и Кулибаев соратники и компаньоны, а приди они к власти, они превратятся в двух медведей в одной берлоге, точнее в одного большого медведя и одного маленького плющевого. Ставить на плющевого, они не будут, а доверят уйгуру, они не могут.

Кремль же не может устраивать вариант тандема, потому на своей практике убедились, что это ввергает власть в стране в тяжелейший раздрай. А в случае конфликта Масимова и Кулибаева, либо решения Масимова стать формальным первым лицом в государстве, в Казахстане может произойти националистический бунт, в результате чего власть может оказаться неизвестно у кого. Поэтому для Кремля предпочтительней фигура, которая не вызовет отторжения в Казахстане, чтобы обзавестись долгосрочным партнером, который сможет опереться на большинство чиновничество, и тем самым не допустить революции. А большего Кремлю и не нужно, разве только казахстанские нефть, газ, уран и металлы…

26 июля 2011 года

Дмитрий Щёлоков

Дополнительная информация для ознакомления:

- комментарии
  1. Блоггер Алексей Дегтярёв на своём сайте проводит социологический опрос на тему девальвации тенге в Казахстане. Все неравнодушные (а таких быть не должно. Неандертальцев давно нет) голосуем тут: http://alexeven.kz/opros-kak-vy-otnosites-k-devalvacii-tenge-v-kazaxstane.html

  2. Вы может правы… но максимум оно может неправдой.. не больше. А он в какой рок группе поет… Вам петь больше идет.)))

  3. все верно. кроме того, что все может изменится..

Оставьте комментарий