Быть как Варламов или Что не так делает «Дождь»?

Posted: 14.05.2011 in Интернет
Метки:, , ,

Как выжить профессиональным СМИ в Новую Информационную эпоху

Телеканал «Дождь» существует уже больше года и притом, что он абсолютно эксклюзивен на русском информационном поле, как единственный телеканал, ориентированный на оперативное освещение реальных событий. А не официальную хронику, криминальные и гламурные новости, как все прочие российские каналы. При этом он делает упор на аналитический подход в освещение новостей, и предоставляет возможность высказаться всем ньюсмейкерам, а не только лицам, входящим в белый список, составленный Сурковым. При всём при этом, он не снискал популярности у интернет-аудитории, на которую ориентирован. Что же там делают не так? Хотя производит даже более качественный новостной контент, чем НТВ до захвата его Кремлем.

Проблема в том, что они не поняли, в какую эпоху попали. Они делают нормальное СМИ, когда нормальные СМИ уже не нужны. Аксиомой на протяжении десятилетий был императив, что надо равняться на Би-Би-Си, что авторитет, а потому успех ждет того, кто ближе всего подойдет к «эталону Би-Би-Си». Но эпоха блоггинга всё изменила. Оказалось, что главное для успеха это не беспристрастность – не равное освещение противоположных позиций, а, либо оперативность в режиме твиттера, то есть освещение события не по его следам, а в тот момент, когда оно происходит, либо компетентность в освещаемой теме. Чтобы быть компетентным в освещаемой теме надо просто быть профессионалом в той теме, о которой рассказываешь. В этом профессиональные СМИ уже никогда не смогут победить блоги, в которых события освящают сами ньюсмейкеры, инсайдеры и эксперты в анализируемых темах, держать профессионалов во всех темах просто физически невозможно, поэтому соревнование с блогами в этом направление для СМИ бесперспективно. Но вот поставлять новости с оперативностью твиттера возможно, это доказал Илья Варламов. Так как же он этого добился?

Уже никого не удивляет, что о важнейших событиях мы, а вместе с нами и СМИ, узнаем из Твиттера от очевидцев события. Твиттер – это инструмент инсайдера. Но Варламов умудрился стать профессиональным инсайдером. Он присутствует везде, где происходит какая-либо заварушка. Понятно, что он этого добился с помощью близких отношений с теми, кто устраивает эти заварушки. Они его заранее ставят в известность о намеченной акции, он на эту акцию идёт вмести с ними. Иногда даже складывается ощущение, что единственная цель акции, это чтобы о ней написал в своём блоге Варламов. А иногда Варламов сам же и устраивает заварушки, которые в этот момент же и освящает. Так что же должен сделать «Дождь», чтобы угнаться за Варламовым?

Во-первых, отказаться от съемочных групп, а значит и профессиональных камер, как бы чудовищно бы это не звучало для телевидения, использовать только компактные камеры, чтобы сам журналист и снимал событие. Его цель не прокомментировать событие, а его показать.

Во-вторых, вывести всех журналистов за штат – оплата только за сделанные репортажи, размер оплаты в зависимости от количества просмотров репортажа и количества упоминаний о нем в Интернете.

В-третьих, перестать обращать внимание на придирки к дикции и грамотности речи журналистов, посмотрите на Варламова, его читают несмотря на его ужасную орфографию, главное не как, а о чем он говорит. Поэтому необходимо обязать всех журналистов завязать дружеские отношения с правозащитниками, политическими активистами и прочими инициативными гражданами, чтобы они ставили в известность о предстоящих акциях до их проведения, а не во время.

В-четвертых, обежите их активно вести Твиттер, чтобы у них была большая аудитория – во всех сферах жизнедеятельности человека, во всех регионах досягаемости для этого журналиста, для того, чтобы их информировали о стихийных событиях их очевидцы во время события, а не после того, как оно произошло.

В-пятых, откажитесь от планерок, журналист вообще не должен сидеть в студии, он всё время должен быть на нога / на колесах, потому что информация о предстоящих акциях никогда не будет предоставляться большому количеству людей, а только избранным, тем кому доверяют, потому что утечка информации может помещать проведению самой акции. Должен воцарится принцип, что информация принадлежит не СМИ, а журналисту, и он вовсе не обязан ею делиться с коллегами и начальством, он должен её использовать для получения эксклюзива.

В-шестых, журналист, если нет эксклюзива на информацию, должен быть в эпицентре событий, как это делает Варламов снимая репортажи с митингов Стратегии-31, а не на безопасном удалении, как это делают остальные репортеры – трусливым не место в профессии.

В-седьмых, журналист не должен бояться сам организовывать событие, у каждого нормально человека есть темы, которые его волнуют – интересы, которые он готов защищать, это надо использовать – действуйте и рассказывайте об этом своим зрителям.

14 мая 2011 г.

Дмитрий Щёлоков

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s