Не буду скрывать, что желание написать этот текст родилось после просмотра фильма «Социальная сеть». Хотя название родилось на полдня раньше, а мысли, которые здесь будут изложены уже были сформулированы ранее и даже были написаны в другой, так и недописанной (возможно, пока), статье. Впрочем, выводы в данной статье более категоричные, чем мне приходили в голову раньше, возможно, потому, что тогда я собирался писать вообще о социальной сетях, точнее о социальности в Сети, а в этой статье фокус будет сосредоточен на Facebook.

Две революции

Не знаю как кто, а айтишники фильм «Социальная сеть» неминуемо будут сравнивать с фильмом «Пираты Кремневой долины». Притом, что фильмы абсолютно разные, «Пираты» ни по драматургии, ни по режиссуре, ни по актерскому уровню, ни даже по визуальному исполнению: декорациям, съемкам, монтажу, не могут конкурировать с «Сетью», это разные лиги – дешевое продюсерское независимое кино против авторского блокбастера, это фильмы про одно и то же, как одиночки изменяют мир. Вот про сравнение Марка Цукерберга с Биллом Гейтсом, которое есть в фильме, и поговорим.

В «Пиратах Кремневой долины» ни у Билла Гейтса, ни у Стива Джобса нет личных мотивов, кроме, разумеется, личного соперничества, в том, что они делают. Но притом, что их психотипы совсем не прописаны – не объяснена их мотивация, их движение вперед ради преобразования мира, ради исполнения собственной мечты, гораздо убедительнее тех мотивов, которые, по мнению авторов «Социальной сети», руководствовался Марк Цукерберг. Спросите почему? А потому что мотив «изменить этот мир – двинут человечество вперед» это мотив гения. А то, что приписывается Цукебергу это мотивация рефлексирущего неудачника, кои составляют большинство человечества. А этот мир меняют гении, а не рефлексирующие неудачники.

А вот Марк в этом фильме выведен гением без цели. Авторам же «Пиратов» не удалось показать своих героев гениями. Даже Стива Джобса, которого сам по себе современный образ гения, такой же, как раньше был Альберт Эйнштейн. Но вместо этого, они человека, которого даже те, кто его ненавидит (я к таким не отношусь, но я его не люблю, точнее не люблю продукцию Apple, которая ограничивает свободу выбора), признают гением, показывают баловнем судьбы. А Билл Гейтс выведен простым работягой, который своим усердием создает большее состояние, чем Стив Джобс.

Тут же всё захватывающе просто. Ругается со своей девушкой, пишет про неё гадость в ЖЖ, опустошает энное количество бутылок пиво, и на этой хмельной волне, чтоб заставить прочитать свой пост как можно больше людей, хакает сайты братств Гарвардского университета – сливая их в одну базу. Всё! Прообраз Facebook создан! Далее его за то, что всё к чертовой матери расхакал и обрушил трафиком университетскую сеть, отстраняют на несколько месяцев от учебы, к которой он уже больше не вернется. Этим воспользовались сыночки-мажоры какого-то богатого папика, которые мечтают о работе в Google, но не против замутить свой проект «круче, чем Google», и предлагают ему создать социальную сеть. Что уж они ему дали – голую идею (какую идею?) или какой-то код будущей социальной сети, остается непонятным, вернее это запрещено обнародовать в обмен на 65 миллионов долларов, полученных гарвардскими мажорами. Цукерберг обманув мажоров, на деньги своего соседа по комнате в общежитии (как отмечается лучшего друга, которого он вышиб впоследствии из компании за то, что тот приревновал к интернет-антрепренёру Шону Паркеру, привлекшему финансирование в Facebook, которого, судя по намеку в фильме, сам же Цукерберг впоследствии подставил, вызвав полицию на вечеринку, где тот употреблял кокаин, чтоб остаться главным в своей компании), создаёт сайт.

Что же остается в сухом остатке? Что же такого создал Марк Цукерберг? Что случится, если вдруг исчезнет Facebook? Да ничего не произойдёт. Никто ничего не потеряет. Мир из-за этого не откатится назад. Разве только спамеры будут горевать о потере доходов. (Хотя вой пользователей сети будет громкий, но они быстро найдут замену соцсетям и в их жизни ничего не изменится). А теперь представьте, что исчезнут персональные компьютеры, даже не в целом персональные компьютеры, а конкретно Windows, не завтра, когда Google предложит альтернативу и переведет на неё пользователей, а прямо сейчас. Мировая экономика рухнет! Мир погрузится в хаос. 2012 отдыхает. Так, где же здесь революция?! Но революция была.

От Гутенберга до Фитцпатрика

Массовую информацию создал Гутенберг. Это перевернуло мир – распространение идеи посредством печатного слова быстро привело к буржуазным революциям, мир из феодализма вступил в капитализм. Революции не происходили лишь там, где было мало книжек и не было частных газет. Причем сначала шли книги, которые выращивали в людях способность к абстрактному мышлению, да и просто расширяли их кругозор, а потом на основе этого воспитывали понимание собственной самозначимости, а затем частные газеты этих продвинутых людей организовывали в революционное движение.

Но постепенно правящие режимы научились использовать массовую информацию для контроля над сознанием людей. Максимума это достигло, когда появилась такая естественно монополистичная вещь, как эфирное телевидение. Телевидение, если оно находится в руках только государства, превращает народ в послушное стадо. Впрочем, аналогичный эффект обнаружился ещё у радио. В отличие от печатного слова, которое появилось в результате частной инициативы, вопреки воле правящих сил, электронные СМИ продвигались правительствами, да и, в общем-то, были созданы по государственному заказу.

Но ситуация в корне изменилась с появлением блогов. Вновь актуальные СМИ вернулись в сферу частной инициативы, более того СМИ теперь смог стать любой человек на Земле, наступила эпоха, когда правят не деньги, которые требуются для создания издательства, а мозги, которые требуется для наполнения этого СМИ. И хотя право называться первой общедоступной блог-платформой оспаривают Blogger и ЖЖ. (Вся это блог-революция произошла в 1999 году, ЖЖ раньше появился, а Blogger раньше реально начал работать). Но заслуга создателя ЖЖ Брэда Фитцпатрика не только в создании возможности для любого публиковать свои мысли и переживания на аудиторию в целое человечество. Но и в том, что он придумал социальность в блогах. Фрэндов, чтоб читать их фрэндленты и держать их в известности о своем творчестве. И сообщества, что обсуждать свои публикации с единомышленниками или оппонентами, но в любом случае заинтересованными людьми. Он создал диалог в Интернете. Точнее условия, при которых этот диалог становится возможным. Именно он создал виртуальное общество. Точнее он создал новое не вертикальное, а горизонтальное общество – общество не иерархических связей, а прямой кооперации – общество равноправной организации.

Именно имя Фитцпатрика должна носить Вторая Информационная революция. (Появление речи и письменности были не революциями, а «эволюциями», потому что происходили больше чем на протяжении одного поколения, а появление радио, кино и телевидения не были революциями, потому что не изменили издательского способа производства информации, который создал Гутенберг). Поэтому Фитцпатрик и останется в истории, а не Цукерберг, который просто сделал аналог ЖЖ для идиотов (от др.-греч. ἰδιώτης —букв. отдельный, частный человек, не принимающий участия в общественной жизни). А популярность Facebook объясняется просто, чтоб вести блог нужны мозги, а на одного умного в нашем мире приходится три посредственности и шесть дураков, а для того чтоб завести профиль в социальной сети мозги не нужны.

Мыльный пузырь

Facebook это крупнейший мыльный пузырь, который когда-либо был надут в истории мировой экономики. Он никогда не вернет тех денег, которые в него были вложены. Доказано: реклама в социальных сетях не работает. А создание игровых приложений приносит средства сторонним разработчикам. В общем-то, ради игр в социальных сетях и сидят. Точнее эта та правда, которую могут себе позволить создатели социальных сетей. На самом деле люди в основном в социальных сетях смотрят порнографию, но про это не принято говорить. Также как про то, что социальные сети заменили (и убили) сайты знакомств ради чего они, в общем-то, и создавались. Люди проходят в социальную сеть в основном ради сексуальных знакомств, но так как там можно делать и что-то другое, то они не испытывают такого сильного разочарования из-за того, что у них этого не получается.

Сейчас любят повторять, что социальные сети по трафику обогнали порно, но при этом забывают сказать, что чисто физически по трафику текст не может обогнать видео – просто порно ушло в социальные сети, где затруднена его индексация внешними поисковыми сервисами. Социальшики из раза в раз талдычат, что соцсети существуют ради общения, но показать, где обитает это общение в социальных сетях, не могут. Сами пользователи это «общение» считают спамом, а реальное общение в Интернете происходит в IM’ах.

Социальные сети, безусловно, стали удобной площадкой для сетевого маркетинга и политических пропаганды и агитации. Точнее обманчиво удобной площадкой, потому что это работает там, где это востребовано. А востребовано это там, где есть люди, которые готовы покупать-продавать или «делать революцию». Социальные сети это не среда распространения идей и даже информации – это толкучка с её гомоном, в котором нечего не слышно. Для торговли нужен персональный разговор. А для политики формат митинга, чтоб один говорил, а остальные его слушали. Первое создается посредством приложений. Второе революционной обстановкой в стране или просто высоким уровнем гражданской активности. Если не соблюдаются эти условия, то всякая активность в социальных сетях это имитация активности – выхлоп в пустоту.

Facebook существует уже больше 6 лет, но модели монетизации для социальных сетей так и не появилось. Похоже на рекламе в Интернете способны зарабатывать только поисковики. Других способов, не связанных с торговлей, не существует, и вряд ли они будут когда-либо придуманы. Но информация, которая хранится в социальных сетях, интересна поисковикам, точнее им интересна не информация (это в общем один только мусор и белый шум), а сами пользователи, то есть люди, потому что вторая тема после порнографии, ради которой люди сидят в Интернете это секс-знакомства, а люди обитают в социальных сетях. Просто надо научиться подбирать партнеров, создать соответствующий алгоритм. Но вначале надо как можно больше узнать про человека, который ищет, и про его потенциальные объекты. То есть узнать ту информацию, которые сами пользователи уже рассказали о себе в социальных сетях.

Эпоха YouTube

Цукерберг прообраз Facebook создал, высосав пользователей из других сайтов. Мне эта идея приходила и до просмотра фильма, победит последняя социальная сеть, существующие социальные сети соберут пользователей, а потом придет новая социальная сеть и высосет из них всех пользователей. Точнее этот кто-то – этот глобальный пылесос всем хорошо известен, это Google. И сейчас мы находимся на пороге того момента, когда этот пылесос, под кодовым названием «Google Me» будет включен.

Да, хакать социальные сети никто Google не позволит, но никто не отменял социальную инженерию – пользователи сами отдадут Google пароли от своих аккаунтов в социальных сетях. Google просто предложит оптимизировать своим пользователям работу в социальных сетях, в которых они зарегистрированы – предложит единый удобный интерфейс социального  агрегатора, а загонит туда людей с помощью того, чего нет в социальных сетях – с помощью контента. А этого у Google целый YouTube. Просто надо дать доступ к определенному контенту (в который можно вставить рекламу, в этом и проблема социальных сетей, там некуда вставлять рекламу – там нет контента, всё что там есть интересно либо исключительно пользователю, который это загрузил (его знакомым-родственникам), либо нарушает авторское право, либо порнография) только зарегистрированным пользователям, думаю, что таким контентом будут прямые трансляции.

В общем, вопрос победы YouTube над Facebook это вопрос толщины канала, то есть вопрос времени.

Финальная сцена

В конце фильма Марк предлагает «дружбу» той девушке, ради которой, по фабуле фильма, он замутил Facebook. Она, естественно, имеет профиль в Facebook, сейчас все имеют профиль в Facebook, она не отвечает взаимностью. Но даже, если она ответит, то он станет каким-нибудь тысячным её фрэндом, а «дружба» так и останется фантомом в сети, которую он создал, а он останется со своим одиночеством. Также как и все прочие пользователи его сети, которые бегут в его сеть от одиночества, но так и остаются в ней с этим одиночеством.

29 октября 2010 г.

Дмитрий Щёлоков

Реклама
- комментарии
  1. Диана Тимошенко:

    Дмитрий, буду признательна, если употребляя выражение «Доказано: реклама в социальных сетях не работает», вы приведете факты. А не будете возвращать в читателя «докажите обратное».

    Инвестиции для инвесторов окупят себя в тот момент, когда Facebook выйдет на биржу. Я не очень сильна в спекуляциях, но мне кажется, что, если рассматривать Facebook как типичный пузырь, то как-то так и будет.

    Тем не менее, не стоит сбрасывать со счетов рынок персональной рекламы. В свое время Google подвинул Yahoo своей контекстной рекламой — в Yahoo не дооценили такое нововведение и мы видим, где сейчас Yahoo. Google давно уже живет не за счет инвестиций — а за счет рекламы, как в свое время жил и Yahoo. Но в том то и дело, что время контекстной рекламы уже подходит к концу. На смену ей должна прийти персональная реклама. Куда эффективнее будет подсовывать мне рекламу не просто релевантную моему поисковому запросу, а и релевантную еще и мне — чтобы учитывался мой пол, возраст, семейное положение, профессия и т.д. Где такую информацию взять? Сейчас это Facebook. Потому то Google так и стремится его проиндексироват — потому как рекламодатели вполне обоснованно будут делать ставку на новую, более целевую, рекламную площадку.

  2. alice2k:

    Довольно неплохо написал. Красиво )
    Но, во многом, получается ты «не поверил истории» и увидел гг токо в худших тонах.
    Ведь в фильме не сказано что это он подставил и вызвал полицию и прочее.

    Плюс видимо ты не айтишник и не видел «как оно внутри», ибо знал бы что доход с соц сетей есть. Так что, они уже давно себя оправдали.

    На счет одной большой соц сети. Да, так и будет. Но я не думаю что это будет гугл.
    Скорее всего это наступит гораздо позже.
    Возможно когда произойдет какой-ниб «инет кризис». А вот после него, обязательно инет станет Единным.

    • 78ds:

      Можете привести пример доходной, то есть не только с текущей доходностью, но и отбившей инвестиции соцсети? Либо я чего-то не знаю, либо ты не в теме, соцсети пожирают больше денег, чем приносят

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s