Интеллект вернулся


Артемий Троицкий изрек: «22 августа 2010 года закончились нулевые годы». Но в эйфории от конца царства быдла и гламура (что, впрочем, одно и то же – две стороны одной медали бескультурья и пропаганды (одно без другого невозможно)), от того что общество наконец-то проснулось и время гражданской апатии закончилось, можно не заметить другой, гораздо более серьезной перемены. Кончался 20 век – век интеллектуального уныния и моральной опустошенности.

Что было культом в 20 веке? Сила. Сила, которой не требуется мозг – про это весь кинематограф 20 века. Рэмбо – вот символ 20 века. Ну ещё всякие супермены, бэтмены и спайдермены – все они обладали сверхсилой и тем спасали человечество, нисколько не напрягая мозг, напротив умными скорее были злодеи, а гениальные ученные и вовсе какими-то психопатами-мезонтропами. Даже кино про реальные события были про торжество силы – воину выигрывали не стратеги и не взломщики кода «Энигмы», а пушки. А агенты в кино метко стреляли и быстро соблазняли – никаких мозгов.

Совсем другим был 19 век. Сплошной гимн человеческому уму – Жюль Верн, Эдгар Аллан По и Артур Конан Дойль.

И вот он вернулся. Точнее он никуда не уходил, но всё время шарахался по закоулкам, слонялся в тени в полумраке, а то и вовсе в сумерках, он был скучен и нелюдим. В него столько раз пытались вдохнуть жизнь, но он был из прошлой жизни, а потому получался каким-то мертвым. Его любили, но он был непопулярен, потому что казался таким беспомощным и неловким – неуместным, в современном мире. И вот Шерлок Холмс вдруг стал самым крутым героем. В мире что-то перевернулось.

Сначала это угадал Гай Ричи. Его Шерлок Холмс, словно, перемешенный из современности – из компьютерных игр, супергерой – наш человек в 19-ом веке. И вот он материализовался уже в нашем времени – в сериале Би-Би-Си.

Абсолютное впечатление, что в обеих экранизациях один и тот же герой, хотя первый фильм урбанистический эдвенчари-комикс-боевик, а второй вообще неведомый жанр – какой-то киберпанк по стилистике, комедия характеров и психофарс по построению. Впрочем, обе экранизации могут быть названы киберпанком, экранизация Гаи Ричи даже в большей степени – технологий там даже больше. Обе экранизации это гимны технологическому прогрессу, а Шерлок Холмс его апологет. Прогресс больше не пугает – он восхищает и влечет. Эпохе технофобии пришел конец.

Новое время должно родить новых героев, но для этого по новой должна вырасти идеология Просвещения (как в 18-ом веке) и Прогресса (как в 19-ом), а пока будем тащиться от внезапно помолодевшего Шерлока Холмса.

30 августа 2010 года

Дмитрий Щёлоков

P.S. Во время просмотра экранизации Би-Би-Си пришла в голову мысль, что можно на основе дедукции – «метода Шерлока Холмса» создать алгоритм для раскрытия преступлений, работающий наподобие Google. Это к вопросу о культе интеллекта, он стала возрождаться вместе со становлением Google, а победу Интеллекта сможем праздновать, когда Google по капитализации выйдет на первое место, обогнав нефть, которая сделала 20 век.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s